Образовательная программа МКДОУ

 

Содержание:

 

 

Стр.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2

1.1.Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в МКДОУ д/с № 11

4

1.2.Цели и задачи учреждения по реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

4

1.3. Особенности образовательного процесса в МКДОУ д/с № 11

5

1.4.Принципы и подходы к формированию программы

7

2. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА МКДОУ д/с № 11 ПОСЕЛКА МЕЗИНОВСКИЙ

8

3. Организация режима пребывания детей

в МКДОУ детский сад № 11 поселка мезиновский

9

3.1.Описание ежедневной организации жизнедеятельности детей

12

3.2. График двигательной активности детей

13

3.3. Проектирование образовательного процесса

14

4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

15

4.1. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей в соответствии с ФГТ

15

5. Содержание коррекционной работы

23

6. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

24

7.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов  освоения Программы

25

7.1.Мониторинг развития дошкольников в соответствии с портретом выпускника  ДОУ

26

 

 

 

 

Сокращения, применяемые в тексте:

ООП ДО – Основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

РФ – Российская Федерация;

МОН – Министерство образования и науки

 

 

1.                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 поселка Мезиновский расположен по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, поселок Мезиновский, улица Строительная, дом13.

 Детский сад №11 открыт 29 марта 1960 года на основании приказа РОНО №177 от 29.03.1960. Со дня открытия принадлежал Мезиновскому Торфопредприятию.

 С 01.11.1993 г. детский сад передан в ведение Администрации поселка Мезиновский.

 С 11.06.1997г. детский сад №11 переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 поселка Мезиновский.

 С 01.07.2010г. МДОУ детский сад№11 поселка Мезиновский передан в ведение Управления образования Гусь-Хрустального района.

 С 01.11.2011г. МДОУ детский сад №11 посёлка Мезиновский переименован в МКДОУ детский сад №11 посёлка Мезиновский.

Здание типовое, рассчитано на 3 группы. Предельная наполняемость 45 мест. В настоящее время в саду функционирует 3 разновозрастные группы, предельная численность контингента воспитанников 45 человек. Из них раннего возраста – 15 человек, дошкольного возраста – 30 человек.

 Режим работы МКДОУ детский сад №11 поселка Мезиновский: 5-ти дневный, с 7.00 до 17.00.

 Непосредственное руководство детским садом осуществляет заведующий, который подотчетен Управлению образования Гусь-Хрустального района.

Форма собственности – муниципальная.

МКДОУ осуществляет свою образовательную деятельность в соответствии с:

Ø    Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;

Ø    Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2009 №666;

Ø    Уставом МКДОУ д/с № 11 п. Мезиновский, утвержденного учредителем – управлением образования администрации Гусь-Хрустального района, приказ №374-р от 26.10.2011;

Ø    лицензией РО № 029994 рег. № 2593 выдана 27.12.2011 департаментом образования администрации Владимирской области на право ведения образовательной деятельности по программам дошкольного образования.

 

Нормативная база, обосновывающая введение Основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО):

Ø    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МОН РФ №655 от 23.11.2009);

Ø    Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МОН РФ № 2151 от 20.07.2011);

Ø    Письмо МОН РФ № 03-248 от 21.10.2010 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

Ø    Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10».

ООП МКДОУ д/с № 11 поселка Мезиновский разработана на основе Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010).

Программа охватывает возрастной период воспитанников от 1,5 до 7 лет.

Срок реализации Программы: 2012 – 2016 годы.

 

1.1.            Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в МКДОУ

В настоящее время в МКДОУ функционирует 3 разновозрастные группы, предельная численность контингента воспитанников 45 человек:

1. Младшая разновозрастная группа (1,5-3 лет) – 15 человек;

2. Средняя разновозрастная группа (3-5 лет) – 15 человек;

3. Старшая разновозрастная группа (5-7 лет) – 15 человек.

Специфичен контингент воспитанников: высока доля детей из малообеспеченных, неполных, а также семей, относящихся к группе социального риска, с низким образовательным и культурным уровнем родителей.

Группы здоровья воспитанников (на 09.04.2012 – 45 человек)

Группа здоровья

Количество детей

% от общего количества детей

1

5

11,1

2

40

88,9

3

-

-

4

-

-

 

1.2.            Цели и задачи МКДОУ по реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, воспитание уважения к народным традициям и культуре, любви к родному краю.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

Ø    забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Ø    создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Ø    максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

Ø    творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

Ø    вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Ø    уважительное отношение к результатам детского творчества;

Ø    единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольной группы и семьи;

Ø    соблюдение в работе дошкольной группы и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

 

 

1.3.            Особенности образовательного процесса в МКДОУ д/с № 11  п. Мезиновский

В МКДОУ д/с № 11 поселка Мезиновский созданы благоприятные условия для обеспечения всестороннего развития личности ребенка, комфортности пребывания его в дошкольном учреждении. Деятельность МКДОУ обеспечивает каждой семье государственные гарантии доступности и равных возможностей для детей при поступлении их в школу и в полной мере отвечает запросам родителей.

Главным условием развития ребенка в образовательном процессе является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:

Ø    образовательный процесс;

Ø    предметная развивающая среда;

Ø    взаимодействие участников педагогического процесса.

Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

Ø    воспитательная– развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

Ø    образовательная (познавательная) – воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;

Ø    развивающая– развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

Ø    коррекционная – организация работы по коррекции имеющихся недостатков, в частности развития речи  у детей;

Ø    социализирующая– овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

Ø    оздоровительно-профилактическая – овладение элементарными навыками здорового образа жизни, забота о своем здоровье.

В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей (см.приложение). Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки речевых нарушений, системы психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности. Акцент делается на интеграцию образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка).

Основанием преемственности дошкольного и начального школьного образования являются ориентиры образовательного процесса на этапе дошкольного детства, а также исходные ориентиры начального общего образования.

Учебная деятельность осуществляется только в группах 5 – 7 лет.

 

Создание и обновление предметно-развивающей среды

Особое место воспитатели уделяют оборудованию предметной развивающей среды как фактору, влияющему на закрепление  знаний, полученных на занятиях и во время режимных моментов. В группе оборудованы разнообразные центры, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям детей, все они оснащены  безопасным материалом и доступны детям.

Для физического и музыкального развития воспитанников используется музыкально-физкультурный зал. В его оборудование включены детские музыкальные инструменты,  дидактический и раздаточный материал, фонотека, телевизор, музыкальный центр,  спортивное оборудование.

Для организации воспитательно-образовательного процесса используется  прогулочная территория детского сада. На территории оборудованы игровая и спортивная площадки, яблоневый сад, цветник. Воспитателями организуются наблюдения, труд в природе, игровая деятельность, индивидуальная работа.

 

Формы сотрудничества с семьей

Детский сад является начальным звеном системы образования, обеспечивающим помощь семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, в развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств, в формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

С целью вовлечения родителей в образовательный процесс воспитателями организуются выставки творчества детей и родителей, проводятся групповые мероприятия с участием родителей, практикуются домашние задания.

 

Преемственность в работе МКДОУ.

Согласно планам работы школы и детского сада проводятся совместные мероприятия для детей и учеников начальной школы: конкурсы, совместные праздники, экскурсии, спортивные соревнования, шефская помощь. Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования обсуждаются на педсоветах, заседаниях МО.

 

 

 

 

1.4.             Принципы и подходы к формированию программы

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации “Об образовании” Основная общеобразовательная программа – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

ООП МКДОУ д/с №11 поселка Мезиновский обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Программа опирается на научные принципы ее построения:

Ø    принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Ø    сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

Ø    соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (т. е. позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);

Ø    обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Ø    принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Ø    комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

Ø    построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра);

Ø    принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Программа определяет специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержание, формы) с учетом государственных требований к дошкольному уровню образования, разработана индивидуально для детского сада №11 поселка Мезиновский, учитывает потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума.

При построении образовательного процесса используется литература в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы».

При выборе методик предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сферы развития. При организации непосредственно образовательной деятельности с детьми доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания проводится подгруппами или индивидуально.

План образовательной работы на учебный год ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей: здоровье, физическая культура, социализация, безопасность, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.

 

 

2.МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА МКДОУ д/с № 11 ПОСЕЛКА МЕЗИНОВСКИЙ

 

Под «моделью» выпускника мы понимаем предполагаемый результат совместной деятельности МКДОУ и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник детского сада.

Компетентность физического развития:

Ø    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

Ø    Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности;

Ø    Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает  элементарные правила здорового образа жизни.

Социально-личностная компетентность:

Ø    Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Ø    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью  и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Способен изменить стиль общения со взрослыми  или сверстниками, в зависимости от ситуации.

Ø    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Ø    Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.

Интеллектуальная компетентность:

Ø    Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Ø    Способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Ребенок может применить самостоятельно усвоенные  знания и способы деятельности для решения готовых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Ø    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать  по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Компетентность художественно-эстетического развития:

Ø    Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Ø    Ребенок способен предложить  собственный замысел и воплотить его в  рисунке, постройке, рассказе.

 

3.      Организация режима пребывания детей

в МКДОУ детский сад № 11 поселка мезиновский

 

При разработке режима жизнедеятельности детского сада учитывались особенности учреждения, предельно минимальный контингент работников групп детского сада, общеразвивающий характер, а также требования:

Ø    Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Ø    СанПиН 2.4.1.2660-10.

 

МКДОУ   осуществляет свою деятельность ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 7.00 до 17.00 часов.

Режим ДОУ продиктован требованиями сбережения здоровье  и составлен с учетом рекомендаций  Примерной общеобразовательной программы   «От рождения до школы».      Образовательный процесс охватывает весь период пребывания ребенка в детском саду и не прерывается в ходе режимных процессов, когда наравне с воспитательными решаются и образовательные задачи. Особое место в режиме дня  уделяется организованной образовательной деятельности и совместному партнерству взрослого и ребенка, а также   времени для  самостоятельной  деятельности детей. Вместе с тем имеет место гибкий режим, предполагающий коррекцию временных рамок в соответствии с физиологическими особенностями детей (приход детей в детский сад, время сна, дополнительные выходные  в течение рабочей недели)

Вид деятельности

Младшая группа 4-й год жизни

Средняя группа 5-й год жизни

Старшая группа 6-й год жизни

 

 

Время в режиме дня

Длитель­ность

Время в режиме дня

Длитель­ность

Время в режиме дня

Длитель­ность

 Приём, осмотр, утренняя гимнастика

 

Подготовка к завтраку.

Завтрак

 

7.00-8.20    

 

 

 

8.20 –

 

8.45

 

 

всего

1 ч.

45 мин

 

7.00-8.20

 

 

 

8.20-8.45

 

 

всего

1 ч 45 мин

 

7.00-

8.30

 

 

 

8.30-

 

 8,45

 

всего.

 

 

1 ч 45 мин

Самостоятельная деятельность детей

8.45-9.00

15 мин.

8.45 – 9.00

15 мин

8.45-9,00

15 мин

Организ. образоват. деяельность

Количество  часов образовательной 

нагрузки неделю

10

10

13

 

Длитель-ность занятия

15 мин.

20 мин

25 мин.

 

 Непосредственно-образовательная деятельность

 

9.00-

 

9.15

 

9.25-9.40

(10 минут перерыв между занятиями)

 

30 мин (подсчет времени )

 

9.00-

 

9.20

 

 

9.30-

 

9.50

 

40 мин (подсчет времени )

 

9.00 - 

 

9.25

 

 

9.35-

 

10.00

 

 

10.10-

 

10.35

 

1ч  15 мин.

(подсчет времени )

Второй завтрак

 

9.45-9.55

10мин-

10.00-10.10

10 мин

10.35 -10.45

10 мин.

Подготовка

к прогулке,

прогулка

9.55-10.10

 

10.10 -11.50

15 мин

 

 

1 ч. 40 мин.

10.10- 10.25

 

10.25-

12.00

15 мин.

 

 

1 ч 35 мин

10.45 –

11.00

 

11.00 -

12.30

 

15 мин.

 

 

1 ч 30 мин.

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность,

 

Подготовка  к

Обеду. Обед

11.50– 12.10

 

 

12.10-12.50

20 мин.

 

 

 

 

40 мин

12.00 – 12.15

 

 

12.15 – 12.50

25 мин.

 

 

 

35 мин.

12.30-12.45

 

 

12.45– 13.10

15 мин

 

 

 

25 мин.

Подготовка ко сну

 

Сон

 

 

12.50-15.00

 

 

2ч 10мин.

 

 

12.50-15.00

 

 

2ч. 10 мин.

 

 

13.10-15.00

 

 

1ч.50 мин.

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры,гимнастика пробуждения.игры

15.00

- 15.30

30мин.

15.00- 15.30

30 мин

15.00- 15.30

30мин.

Подготовка к полднику.

Полдник

15.30-15.50

20 мин

15.30-15.50

20 мин

15.30 – 15.50

20 мин.

Самостоятель-ная деятельность,

игры. Чтение художественной литературы

15.50- 16.20

30 мин.

15.50-16.20

30 мин

15.50 -

16.15

25мин

Подготовка

к прогулке,

прогулка

Уход  домой

 

 

 

16.20-17.00

40 мин

16.20-17.00

40 мин.

16.15-

17.00

45 мин.

 

 

 

 

 

 

 

Общий подсчет времени

На непосредственно-образовательную деятельностьсть

30 мин

40 мин

1 ч 15 мин.

 

На прогулку

2 ч. 20 мин.

2 ч.25

2ч. 15 мин.

 

На игру (без учета времени игр на прогулке и в переры­вах между занятиями)

 

 

 

 

2ч.

 

 

 

 

 

2 ч

 

 

     

 

 

 

 

2ч.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В теплый период увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, сокращается непосредственно образовательная деятельность. При наличии условий некоторые режимные моменты (игры, гимнастика и отдельные виды непосредственно образовательной деятельности) проводятся на свежем воздухе.

Во время плохой погоды режим дня изменяется, при этом осуществляются следующие мероприятия:

Ø    Организация прогулки в помещении: физкультурный зал хорошо проветривается, в нем приоткрываются окна; все дети, одетые, проходят в него поиграть; в это время в групповой проводится сквозное проветривание.

Ø    Свободное перемещение детей по учреждению.

 

 3.1.Описание ежедневной организации жизнедеятельности детей

 

В теплый период увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, сокращается непосредственно образовательная деятельность. При наличии условий некоторые режимные моменты (игры, гимнастика и отдельные виды непосредственно образовательной деятельности) проводятся на свежем воздухе.

Во время плохой погоды режим дня изменяется, при этом осуществляются следующие мероприятия:

Ø    Организация прогулки в помещении: физкультурный зал хорошо проветривается, в нем приоткрываются окна; все дети, одетые, проходят в него поиграть; в это время в групповой проводится сквозное проветривание.

Ø    Свободное перемещение детей по учреждению.

 

 

п/п

Оздоровительные мероприятия

Особенности организации

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1.                   

Утренний фильтр

Ежедневно

2.                   

Утренняя гимнастика

5-6 минут

6-8 минут

8-10 минут

3.                   

Одежда детей в группе

Облегчённая: хлопчатобумажное бельё, рубашки или платье, гольфы, босоножки.

4.                   

Физкультминутки на занятиях

2 минуты

3 минуты

4 минуты

5.                   

Двигательная разминка между занятиями

Ежедневно по 10 минут

6.                   

Физкультурные занятия

2 раза в неделю (классического вида, игровое, сюжетное, тематическое, итоговое).

7.                   

Сквозное проветривание

Ежедневно 2 раза в день

8.                   

Физкультурные занятия на воздухе

 

1 раз в неделю

 

9.                   

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

2 раза в день

8-10 минут

15 минут

15 минут

10.               

Фитонцидотерапия

С ноября по апрель ежедневно, во время обеда – лук, чеснок

11.               

Бодрящая гимнастика, хождение по массажным коврикам босиком

Ежедневно

4 минуты

5 минут

6 минут

12.               

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно: утром и вечером: характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребностей детей

13.               

Индивидуальные беседы с детьми о здоровье

Ежедневно: во время утреннего приёма, индивидуально во второй половине дня

14.               

Просветительская работа с родителями о здоровом образе жизни

Ежедневно, по мере необходимости

15.               

Оздоровительный досуг

(«День здоровья»)

1        раз в месяц во второй половине дня

 

 3.2.График двигательной активности детей

 

№ п/п

 

Формы

работы

 

Время

проведения

Возрастные группы, продолжительность   (в день/ в неделю)

Младшая разновозрастная группа

Средняя разновозрастная группа

Старшая разновозрастная группа

1.                   

Утренняя гимнастика

Ежедневно перед завтраком

5-6 минут

6-8 минут

8-10 минут

2.                   

Занятия по физической культуре

Два раза в неделю

15 минут

20 минут

25 минут

3.                   

Музыкальные занятия

Два раза в неделю

15 минут

20 минут

25 минут

4.                   

Двигательная разминка между занятиями

В перерыве между занятиями ежедневно

 

10 минут

5.                   

Физкультминутка

На занятиях малой подвижности ежедневно

2-3 минуты

3 минуты

4 минуты

6.                   

Подвижные игры на прогулке

Утром и вечером ежедневно

10*2=20 минут

15*2=30 минут

15*2=30 минут

7.                   

Спортивные игры на прогулке

Элементы игр на прогулке (1 половина дня)

10 минут

15 минут

15 минут

8.                   

Оздоровительный бег

Перед возвращением с прогулки

5 минут

10 минут

15 минут

9.                   

Гимнастика после сна

Ежедневно после сна

6 минут

8 минут

10 минут

10.               

Самостоятельная двигательная деятельность

Утром и вечером ежедневно

Проводится под наблюдением воспитателя по желанию детей

11.               

Индивидуальная работа

Ежедневно

8 минут

10 минут

12 минут

12.               

Физкультурный досуг

1 раз в месяц

 

20 минут

25 минут

30 минут

13.               

Физкультурный праздник

2 раза в год

 

 

До 40 минут

До 50 минут

14.               

День здоровья

1 раз в квартал

Вся деятельность  детей несёт активный двигательный характер

 

 

ИТОГО:

 

1 час 58 минут

2 часа 40 минут

3 часа 12 минут

 

 

 

 

 

 

3.3.Проектирование образовательного процесса

 

Утверждаю:

Заведующая МКДОУ д/с №11 п.Мезиновский

________________ Голованчикова Е.Л.

 

Основные виды организованной образовательной деятельности

День недели

Младшая разновозрастная группа

Средняя разновозрастная группа

Старшая разновозрастная группа

Понедельник

1.                  Физкультура

9.00 – 9.15

9.00 – 9.20

9.00 – 9.25

2.                  Художественное творчество (рисование)

9.35 – 9.50

9.35 – 10.00

9.35 – 10.00

Вторник

1.                  Музыка

9.00 – 9.15

9.00 – 9.20

9.0              – 9.25

2.                   Познание (формирование элементарных математических представлений)

9.35 – 9.50

9.35 – 10.00

9.35 – 10.00

Среда

1.                  Физкультура б/м

9.00 – 9.15

9.00 – 9.20

9.00 – 9.25

2.                  Коммуникация (развитие речи / чтение художественной литературы)

9.35 – 9.50

9.35 – 10.00

9.35 – 10.00

Четверг

1.                  Музыка

9.00 – 9.15

9.00 – 9.20

9.00 – 9.25

2.                  Познание (формирование целостной картины мира, конструирование)

9.35 – 9.50

9.35 – 10.00

9.35 – 10.00

Пятница

1.                  Художественное творчество (лепка, аппликация)

9.00 – 9.15

9.00 – 9.20

9.00 – 9.25

2.                  Физкультура / воз.

9.35 – 9.50

9.35 – 10.00

9.35 – 10.00

 

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки дошкольной группы разработан с учетом Основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2011 г.) и в соответствии с нормативными документами:

Ø    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

Ø    СанПиН 2.4.1.2791-10; Изменение №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет:

Ø    в младшей подгруппе – не более 15 минут;

Ø    в средней подгруппе – не более 20 минут;

Ø    в старшей подгруппе – не более 25 минут.

В обязательную часть максимально допустимого объема образовательной нагрузки включены четыре направления с соответствующими образовательными областями:

Ø    познавательно-речевое (познание, коммуникация);

Ø    социально-личностное (безопасность, социализация, труд);

Ø    художественно-эстетическое (художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка);

Ø    физическое (физическая культура, здоровье, безопасность).

Реализация образовательной деятельности осуществляется согласно принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

 

 

 

4.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

 

Согласно ФГТ, задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

 

4.1. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей в соответствии с ФГТ

Образова-тельная область

Цель

Задачи

Программно-методическое обеспечение

Формы работы

Здоровье

Охрана здоровья детей  и формирование основы культуры здоровья

1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

2.Воспитание культурно-гигиенических навыков.

3.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 

Ø    Игра

Ø    Ситуативный разговор

Ø    Беседа

Ø    Рассказ

Ø    Чтение

Ø    Интегративная деятельность

Ø    Проблемная ситуация

Ø    Проектная деятельность

Ø    Создание коллекций

Ø    Тематический досуг

Физическая культура

Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие

1.Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

2.Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

3.Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании и др).

 

Ø    Игровая беседа с элементами движений

Ø    Интегративная деятельность

Ø    Утренняя гимнастика

Ø    Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Ø    Игра

Ø    Контрольно-диагностическая деятельность

Ø      Экспериментирование

Ø    Физкультурное занятие

Ø    Спортивные и физкультурные досуги

Ø    Спортивные состязания

Ø    Проектная деятельность

Социализация

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

1.Развитие игровой деятельности детей.

2.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

3.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

 

Ø    Наблюдение

Ø    Чтение

Ø    Игра

Ø    Игровое упражнение

Ø    Проблемная ситуация

Ø    Беседа

Ø    Совместная с воспитателем игра

Ø    Совместная со сверстниками игра

Ø    Индивидуальная игра

Ø    Праздник

Ø    Экскурсия

Ø    Ситуация морального выбора

Ø    Проектная деятельность

Ø    Интегративная деятельность

Ø    Коллективное обобщающее занятие

Труд

Формирование положительного отношения к труду

1.Развитие  трудовой деятельности.

2.Воспитание ценностного  отношения к своему труду, труду других людей и его результатам.

3.Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

 

Ø    Совместные действия

Ø    Наблюдения

Ø    Поручения

Ø    Беседа

Ø    Чтение

Ø    Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Ø    Рассматривание

Ø    Дежурство

Ø    Игра

Ø    Экскурсия

Ø    Проектная деятельность

Безопасность

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятель-ности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

1.Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2.Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3.Передача детям знаний  о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

4.Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

 

Ø    Совместные действия

Ø    Наблюдения

Ø    Беседа

Ø    Чтение

Ø    Рассматривание

Ø    Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

Ø      Экспериментирование

Ø    Проектная деятельность

 

Познание

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуаль-ное развитие

 

1.Сенсорное развитие.

2.Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной  (конструктивной) деятельности.

3.Формирование элементарных математических представлений.

4.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

 

Ø    Сюжетно-ролевая игра

Ø    Рассматривание

Ø    Наблюдение

Ø    Чтение

Ø      Игра-экспериментирование

Ø    Развивающая игра

Ø    Экскурсия

Ø    Интегративная деятельность

Ø    Конструирование

Ø    Исследователь-скаядеятельность

Ø    Рассказ

Ø    Беседа

Ø    Создание коллекций

Ø    Проектная деятельность

Ø      Экспериментирование

Ø    Проблемная ситуация

Ø    Ситуативный разговор с детьми

 

Коммуникация

Способствова-ние овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия  с окружающими людьми (Коррекционное обучение)

1.Развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками.

2.Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произвольной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

3.Практическое овладение детьми нормами речи.

 

Ø    Беседа после чтения

Ø    Рассматривание

Ø    Игровая ситуация

Ø    Дидактическая игра

Ø    Интегративная деятельность

Ø    Чтение

Ø    Беседа о прочитанном

Ø    Игра-драматизация

Ø    Показ настольного театра

Ø    Разучивание стихотворений

Ø    Театрализованная игра

Ø    Режиссерская игра

Ø    Проектная деятельность

Ø    Интегративная деятельность

Ø    Решение проблемных ситуаций

Ø    Разговор с детьми

Ø    Создание коллекций

Ø    Игра

 

Чтение художественной литературы

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

1.Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

2.Развитие литературной речи.

3.Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие  художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

Ø    Чтение

Ø    Обсуждение

Ø    Рассказ

Ø    Беседа

Ø    Игра

Ø    Инсценирование

Ø    Викторина

Ø    Ситуативный разговор с детьми

Ø    Продуктивная деятельность

Ø    Сочинение загадок

Ø    Использование различных видов театра

Ø    Проблемная ситуация

 

Художественное творчество

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении

1.Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

2.Развитие детского творчества.

3.Приобщение к изобразительному искусству.

 

Занятия (рисование, аппликация, худ.конструирование, лепка)

Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр

Экспериментирование

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)

Тематические досуги

Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи

Проектная деятельность

Создание коллекций

Конструирование из песка

Украшение личных предметов

Самостоятельная изобразительная деятельность

Музыка

Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку

1.Развитие музыкально-художественной деятельности.

2.Приобщение к музыкальному искусству.

3.Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

 

Ø    Слушание музыки

Ø    Экспериментирование со звуками

Ø    Шумовой оркестр

Ø    Совместное и индивидуальное пение

Ø    Разучивание муз. игр и танцев

Ø    Попевка

Ø    Распевка

Ø    Концерт-импровизация

Ø    Муз. сюжетнаяигра

 

5.Содержание коррекционной работы

 

Воспитательно-образовательная работа в дошкольной группе строится на положениях Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» о том, что все дети имеют равные права на образование и медико-психолого-педагогическое сопровождение своего развития.

 

Коррекционная работа проводится с детьмипо показаниям, выявленным в результате медицинского, педагогического, социального изучения особенностей развития детей, воспитывающихся в ДОУ.

 

Содержание коррекционной работы с детьми

Направления

Содержание

Сроки

Социальное сопровождение

Направления работы:

·         Изучение и коррекция  запросов, трудностей взаимопонимания родителей и детей.

·         Помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, их социальное сопровождение (по мере выявления по индивидуальному плану).

·         Вооружение родителей правовыми знаниями.

·         Координация усилий дошкольной группы и учреждений соцзащиты в оказании помощи конкретному ребенку,  конкретной семье.

Определяются индивидуально

Педагогическое сопровождение

Индивидуальная работа с детьми:

·         по развитию моторных функций, основных движений и движений мелкой моторики;

·         по освоению содержания образовательных областей по программе;

·         по формированию и развитию различных видов детской деятельности.

Определяются индивидуально

 

 

 

6.      Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

 

Планируемые итоговые результаты освоения детьми Основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые  он может приобрести в результате освоения программы:

Ø    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими  навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Ø    Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Ø    Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Ø    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменить стиль общения с взрослым и сверстником, в зависимости от ситуации.

Ø    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике и др.).

Ø    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять  самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Ø    Имеющий первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Ø    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого  и выполнять его инструкции.

Ø    Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

 

7.      Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения

Основной общеобразовательной программы

 

Повышение качества образования в ДОУ является важной задачей, стоящей перед каждым дошкольным образовательным учреждением. Основой решения проблемы качества образования в ДОУ является проектирование и внедрение системы управления качеством образовательного процесса. Одна из составляющих этой системы является мониторинг. В методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от 21.10.2010 г. № 03-248) мониторинг определяется как «совокупность апробированных описанных в психолого-методической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребёнка на каждом этапе его возрастного развития».

Цель мониторинга достижения планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения детьми Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с № 11 п.Мезиновский – исследование сформированности у детей интегративных качеств:

Ø    физических: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

Ø    интеллектуальных: любознательный, активный; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками);

Ø    личностных: эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

В соответствии с ФГТ система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы  обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых  результатов освоения Программы, позволяет осуществить оценку динамики достижений детей и включить описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.


 

7.1.Мониторинг развития дошкольников в соответствии с портретом выпускника  ДОУ

Сферы развития

Критерии (показатели)

Средства контроля (методика)

Периодичность, сроки выполнения

Контингент

Ответ-ственные

Физическое развитие

Здоровье;

Количество дней, пропущенных по болезни за год;

Группа здоровья;

Индекс здоровья

Плановые медицинские осмотры

В соответствии с графиком

Все возрастные группы

Воспитатели

Культурно-гигиенические навыки

Наблюдение и анализ воспитателя в соответствии с ООП ДО

2 раза в год

Все возрастные группы

Воспитатели

Общая физическая  подготовка

Методика департамента образования Владимирской области (постановление губернатора области № 473 от 31.09.2004) «Определение физической подготовленности дошкольников»

2 раза в год

5 – 7 лет

Воспитатели

Интеллектуальное развитие

Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.

Задает вопросы взрослому, любит экспериментиро-вать.

Методика Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова «Нормативные карты возрастного развития дошкольников».

 

2 раза в год

С 4 лет

Воспитатели

 

 

 

 

 

Способен самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

Методика Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова «Нормативные карты возрастного развития дошкольников»

2 раза в год

С 4 лет

Воспитатели

О.А. Сафонова. «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности»

2 раза в год

Все возрастные группы

Воспитатели 

Мониторинг детского развития согласно программы «От рождения до школы»

1 раз в год

Все возрастные группы

Воспитатели

Способен решать  интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, применяет  самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач, поставленных как взрослым, так и им самим

Методика Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова «Нормативные карты возрастного развития дошкольников»

2 раза в год

 

С 4 лет

Воспитатели

 

Владеющий универсальными предпосылками  учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Экспресс-диагностика готовности к школе Е.К. Вархотова, Н.В. Дяткова, Е.В. Сазонова

1 раз в год

6 – 7 лет

Воспитатели

Личностное развитие

Художественно-эстетическое

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

О.А. Сафонова. «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности».

 

2 раза в год

Все возрастные группы

Воспитатели

Социально-личностное

1.Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

2.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками, в зависимости от ситуации.

3. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

4. Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности

О.А. Сафонова. «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности».

 

Методика Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова «Нормативные карты возрастного развития дошкольников»

2 раза в год

 

 

 

 

2 раза в год

Все возрастные группы

 

 

С 4 лет

Воспитатели

 

 

 

Воспитатели

 


Koнтакт

детский сад № 11 п.Мезиновский

Владимирская область, Гусь-Хрустальный район,
поселок Мезиновский, улица Строительная, дом № 13
601525


+7.4924156862